Вышитый абажур своими руками — это было моей навязчивой идеей, моей мечтой. Все упиралось в дизайн вышивки. Как вышить мой белый и блёклый абажур настольной лампы на ножке из светлого оникса. Какую вышивку выбрать. Идея пришла, когда я писала статью «Виды вышивки».
Сначала мне хотелось вышить птиц крестиком. Фактура покрытия на готовом абажуре очень похожа на канву для вышивки крестом. Потом мне показалась идея вышить птиц гладью более привлекательной.
А потом, я догадалась попробовать проткнуть иглой свой абажур.
Вышитый абажур своими руками — первое разочарование
Это было страшное разочарование — оказывается, это никакая не канва. Это плотный пластик, который совершенно невозможно проткнуть иглой, какой бы острой она ни была.
Пришлось задуматься о многих вещах:
- как сделать выкройку
- какую выбрать ткань для вышивки
- как крепить вышивку на пластиковую основу
- и, наконец, как остановиться в бесконечном выборе дизайна
Выбор дизайна вышитого абажура
К тому времени меня уже захватила объемная вышивка Англии, именно XVI века, когда правила королева Елизавета. Я нашла дизайн, который меня покорил в публикациях о музее Виктории и Альберта в Лондоне. Он был на вышитой одежде придворных дам.
Я нашла адаптированный рисунок этого дизайна.
Для дизайна вышивок этой эпохи характерны символ дерева и на нем цветы, фрукты, насекомые, птицы и животные. Вот такие вышитые завитки желтого цвета (на оригинале цвет бронзы), образующие как-бы сетку с ячейками, в которых располагаются цветы и животные — это и есть символ дерева
Выкройка и рапорт рисунка
Выкройку я сделала вот таким образом, как на фото ниже
Этот рисунок из статьи на этом же сайте «Как сделать абажур своими руками»
Не нужно сразу вырезать выкройку из ткани с маленьким припуском. Лучше сделать припуски сантиметров по десять. Ведь нужно ткань заправлять в пяльцы, да и рисунок может сместиться и придется, возможно, смещать вышивку.
Рапорт рисунка в оригинале образует ровные прямоугольники, а выкройка — в виде конуса
Пришлось взять основу рисунка из шести завитков — три верхних и три нижних и раздвинуть их таким способом. Вместе с тем уменьшить диаметр верхних завитков и немного увеличить диаметр нижних. Вот на фото я показала стрелками.
Ну стало даже интересно, я поместила туда стрекозу.
Выбор ткани
Ткань образовалась очень просто. Я взяла износившуюся белую наволочку из хлопка, немного покипятила ее в чае, и хорошенько прополоскала.
Разумеется, можно купить новую хлопковую или льняную ткань, или гобелен для вышивки нужного цвета. Но у меня была задача, в разгар пандемии ограничить контакты с внешним миром, а заодно обойтись без лишних трат.
Наволочка была слишком белой и не вязалась с нежным ониксом, да и вышивка выделялась бы слишком резко и была бы не органичной. Поэтому хотелось ее отфактурить, и сделать ее молочной или немного желтоватой, как-бы более старой.
Для такой цели хорошо подходит заварка черного обычного чая. Нужно только хорошенько ее процедить, чтобы не было темных точек от листьев чая. Я налила процеженную заварку в кастрюльку с водой, цвет был, как у обычного чая, который мы пьем. И просто покипятила минут пять, все время шевеля наволочку в кастрюле. Потом выполоскала и все — ткань для вышивки готова.
Нанесение рисунка
Рисунок я перевела на кальку. Кстати кальки у меня тоже не было, я воспользовалась бумагой для выпечки. Она точно такая же, как калька, и в удобных рулонах — просто у меня она была дома.
Как я это делала:
- Вывела рисунок на экран компьютера
- Определилась с размером фрагмента рисунка
- Нажала кнопку Ctrl и колесиком мышки подогнала размер рисунка под нужный мне
- Простым карандашом перевела на кальку рисунок
- Увидела, что все сикось-накось
- Взяла специальную ручку со смываемыми чернилами для вышивки и на глаз подрисовала, что куда надо.
На фото заметно, если присмотреться, что мои вышитые завитки совершенно не ровные. И это здорово заметно, когда по ним не ползают гусенички, не сидят птички, и не цветут цветы. Но картина меняется, как только «дерево» оживает.
Я не стала поправлять рисунок на выкройке обычным карандашом. Это был мой первый опыт прикладной вышивки с элементами «отсебятинки», поэтому я не знала, как ведут себя карандаш или отпечатки копирки под вышивкой при стирке
Надо сказать, что все виды «росписи», и простой карандаш, и штрихи копирки, отлично смылись во время стирки готовой вышивки. Не говоря уже о специальной ручке, ее красные следы буквально растворяются без следа в обычной воде.
Вышивка —процесс
Это был самый приятный процесс вышивки за все время. Еще мама учила меня штопать. Сейчас, мало найдется молодых людей, которые знают, что техника штопальной вышивки для многих поколений в нашей стране была просто штопкой на носках и на одежде.
Обожаю эту технику — это быстро и, оказывается красиво. Да еще это техника, в которой вышивали одежду для придворных дам, в Англии, в XVI веке. Заметьте, праздничную одежду.
Так что для украшения абажура такой вариант очень подходит. Объемная вышивка Елизаветинской эпохи совсем чуточку приподнимается над основой, за счет наполнителя. В моем случае — это синтепон. Вот смотрите, как приподнимаются ягоды шиповника.
Я накладывала немного синтепона, прошивала его одним-двумя стежками к ткани, крепила к месту ягоды. А затем обшивала штопольным швом, придавая нужный объем и форму ягодке. Черные усики на конце ягодки сразу делают ягодку шиповником.
Я полностью повторила оригинальный английский дизайн, за исключением этого голубого мотылька. Кто жил или отдыхал в Крыму, возможно видел таких мотыльков. Я скучаю по дому, поэтому добавила к английской флоре и фауне своего крымского голубого мотылька. Возможно, он не живет на южном берегу, но в степях Керченского полуострова он встречается повсюду.
Для меня было откровением, что в шестнадцатом веке существовали пайетки. Но, тем не менее, на фото оригиналов они есть. Так что я смело пришила пайетки, купленные в двадцать первом веке.
Укрепление вышивки флизелином
Когда готовая вышивка была постирана и проглажена, оказалось, что она слишком мягкая. Чтобы придать ей жесткости, но не толщины, я сделала аналогичную выкройку на клеевом флизелине и укрепила им вышивку.
Выкройку из флизелина я сделала с припуском в 0,5 см. А припуски на выкройке для вышивки намного больше.
Закрепление вышивки на абажуре
В предыдущий публикациях об обновлениях, переделках и украшении абажуров, есть несколько вариантов, как, собственно оформить свою работу. Отклеивать тесьму вверху и внизу моего блёклого абажура мне не хотелось. Я подозревала, что я скорее испорчу хорошую вещь, чем сделаю ее лучше.
Но тут, обнаружилось, что тесьма приклеена не полностью, то есть у нее есть вот такой зазор. На фото, я залезла туда своим маникюрным инструментом.
И этот зазор позволял просунуть туда край вышитой ткани с флизелином и закрепить ее там клеем.
Я точно обрезала вышитую выкройку, несколько раз приложив и убедившись, что не останется проплешин.
И обернула вышитой тканью абажур, закрепив булавками. Это было трудно сделать, так как проткнуть пластик, это еще та задача.
На задней стороне, я не стала клеить, а просто соединила края швом «козлик». Подогнула верхний край и наложила его на нижний. Все, вышитый абажур своими руками готов.
Готовый вышитый абажур своими руками
Возможно, кто-то заметит, что фото маловато. Знаете, я ведь не сразу решила делать публикацию о своем вышитом абажуре. И мне казалось, что вопросов у меня не будет. Я быстренько сделаю так и так — и все будет отлично.
По ходу работы, я начала сталкиваться с новыми и новыми нюансами. И тут я спохватилась, что, хорошо бы сделать фото своей работы.
Так что, если что непонятно, или вы вышиваете что-то свое и у вас выявились другие особенности этого увлекательного занятия, то милости прошу в комментарии. Давайте поделимся, вдруг кому-то пригодится.
Ну а если у вас есть уже готовые работы, то, пожалуйста, ну покажите, разместите фото в комментариях — интересно же!
Любителям ретро точно понравится) Оригинально конечно.