Меню

Квилтер Наталья Маметниязова. Интервью с мастером

Kvilter

Дорогие друзья, хочу познакомить вас с мастером пэчворка Натальей Маметниязовой. Наталья квилтер, работает в направлении арт квилт. В интервью она расскажет как научиться пэчворку, как принять участие в выставке и где можно узнать о выставках пэчворка и квилтинга.

На выставке Восточный базар в 2017 году Наташа заняла Первое место в категории «профессионалы». Жюри высоко оценили работу, но на самом деле  это оценка всего, что предшествовало этой работе. Идеи, мечта, открытия, любовь к творчеству, внутренняя наполненность, совершенствование, кропотливый труд и познания.

Интервью, по моей просьбе, взяла моя подруга Людмила, и теперь, и вы мои читатели, и я, имеем счастье как бы присутствовать при живом разговоре, услышать ответы на вопросы, которые наверняка хотели бы задать сами, доведись нам вот так просто встретиться и поговорить с квилтером, занимающим первые места на международных выставках.

Вот интервью.

Когда шепчут звезды

Хобби Натальи Маметниязовой- пэчворк.  В 2017 году за работу «Алтын Зул» Наталья получила первую премию.

Kvilter_Nataliya_Mametniyazova_Kvilt_Altan_Zul
Квилтер Наталья Маметниязова. Квилт — Алтын Зул. Первая премия выставка Восточный базар 2017 год

Оказалось, что это не первая ее награда. О том как научиться творить, как принимать участие в выставках арт квилта поговорим с Наташей.

Л — Для всех, кто видит выставочные произведения, кажется, что мастера шьют с пеленок. Так как техника сшивания мелких деталей, умение сочетать цвета приводит в восторг. Виден колоссальный, кропотливый труд. На ваш взгляд, что важнее всего умение шить или возможно, наличие художественного образования?

Для начала необходимо иметь большое желание ведь, несмотря на видимую легкость, лоскутное шитьё требует усердия и усидчивости. Я сама так долго к этому шла. Я хотела этим заниматься с подросткового возраста, когда увидела у подружки, как ее бабушка делала лоскутное одеяло. Для меня непонятно и непостижимо было, как такие разные лоскуточки можно собрать в красивое одеяло.

Долго хотела этому научиться, но долго не складывалось. Не доходили руки. По образованию я портной, художник-декоратор. Видимо, то детское впечатление оказало на меня гораздо большее влияние. (Смеется) И очень долго я работала в этом направлении, занималась пошивом одежды. А потом я вышла в декрет. И когда пришла пора выходить на работу, доченьке был годик, я поняла, что именно сейчас, а не в другой момент, я должна решится на перемены. Когда человек делает перерыв, можно попробовать начать что-то новое.

Научиться лоскутному шитью (пэчворку) можно на курсах. Я обучилась пэвчорку на курсах при «Доме швейных машин» у замечательного мастера – квилтера Большаковой Маргариты Васильевны.

После этого вступила в ассоциацию Мастеров лоскутного шитья Казахстана. Эта организация объединяет всех квилтеров и любителей пэчворка, что позволяет обмениваться опытом и знаниями. Организация поддерживает мастеров, обеспечивает их современными швейными принадлежностями и, что немаловажно, организовывает выставки.

И я попробовала участвовать в выставках. Сначала в казахстанской. Потом в международных. Была в Польше, в Суздале, в Москве. И это меня так затянуло. Это для меня как спортивный азарт.

Л — К этому мы еще вернемся. А как происходит творческий процесс? Что является вдохновляющим моментом?

Когда я делаю панно — это довольно долгоиграющий проект. Как минимум у квилтера на проект уходит от трех до четырех месяцев. Это если ваша идея уже готова, и вы знаете, что вы будете делать на ткани.

Иногда обдумывание идеи занимает гораздо больше времени, чем ее изготовление. Так было с проектом «Несбывшиеся мечты». Это была тема Международного Московского квилт-фестиваля.

Я долго над ней думала и создала проект «Когда шепчут звезды». На нем изображена девушка, которая стоит на мысе «Надежды» перед извилистыми дорогами, ведущими к несбывшимся мечтам (звёздам). Звезды шепчут ей — «Иди к своей мечте», и дороги манят. Девушка должна решить — пойти ли по дороге к своей мечте или остаться, и просто помечтать.

Nataliya_Mametniyazova_Kogda_shepchut_zvezdy
Когда шепчут звезды

Теперь всякий раз, когда я смотрю на панно «Когда шепчут звезды», вижу в этой девушке себя. У меня была мечта, научиться пэчворку. Она меня всегда звала, и я всегда думала, как ее осуществить, как научиться пэчворку. И понимаю, что приняла правильное решение. Я не осталась на месте, я пошла за своей мечтой, к своей звезде.

Kvilter_Nataliya_Mametniyazova_Kogda_shepchut_zvezdy_fragment
Когда шепчут звезды. Фрагмент
Л — Это прекрасный мотивирующий образ. Но от мечты до ее воплощения иногда бездна. Как идея обретает очертания? Как вы начинаете творить на ткани?

Передо мной полотно абсолютно пустое. И вот я начинаю заполнять его полосочками, квадратиками. И что получится потом, для меня тоже является секретом.

Это магия. Вот она свершилась! Я не рисую никакого эскиза на ткани. Нет абсолютно ничего. Я собираю по полосочкам, шаг за шагом по сантиметру, по пол сантиметра. И уже под машинкой рождается то, что я уже вижу. Потом я добавляю какие-то элементы.

Так бывает часто, квилт-фестиваль задал тему «Метаморфозы». В голову стали приходить образы бабочек, выпархивающих из кокона, птица-феникс и ещё много и много образов. И я поняла, что вокруг все живое претерпевает ту или иную метаморфозу. Взять даже семечко растения. Попадая в землю, вырастает маленький слабенький росток, затем становится крепким растением.

На чистом полотне я создала фон из разных полос, которые переплетаются, обрываются, идут зигзагом. Эта жизнь, такая какая есть — хаотичная с разными событиями, яркими и не очень.

В центре клеточка, которая даёт начало человечеству. И вот первая метаморфоза — рождение. За ней следует череда метаморфоз и изменений. Ребёнок становится подростком, встречает свою половинку, становится родителем и постепенно превращает в пожилого человека. И … вы думаете он уходит навсегда? А я верю, что он возвращается, чтобы стать клеточкой и снова родиться и так бесконечно. Если проследить на панно за изображения метаморфоз, то можно увидеть знак Бесконечности.

Kvilter_Nataliya_Mametniyazova_Kvilt_Metamorfozy
Метаморфозы
Kvilter_Nataliya_Mametniyazova_Kvilt_Metamorfozy_detal
Метаморфозы фрагмент
Л — Неужели этому можно научиться на элементарных курсах пэчворка?

Конечно, одних курсов пэчворка недостаточно. Нужно все время совершенствоваться. Я очень часто просматриваю материалы Японских, Токийских экспозиций. Они каталоги выпускают. Для них это древнее искусство, замечательные квилты. Они поражают обилием мелких деталей, интересной композицией, аккуратностью и точностью. Например, если на панно изображён симметричный рисунок, он будет идеально совпадать со всех сторон.

Ещё одна особенность японских выставочных эспонатов, что они сделаны исключительно вручную. Для японцев недопустимо использование машинных швов. И я увидела там одну технику. Мне захотелось ее применить и попробовать. Но, пробовать пришлось самой, так как никто не придет и не расскажет. Японцы тем более не придут и не расскажут, как они это сделали. Методом проб я собирала и мне понравилось. За основу я взяла методику крейзи пэчворка. Мне вообще безумно нравится нарезать эти полоски и собирать и в итоге видеть, что же получится.

Л — Помимо идей важно иметь под рукой материалы.  Вы используете разные ткани. И это не хлопок, который характерен для классического пэчворка. Неужели вы все заранее покупаете, предполагая цвета и рассчитывая фактуры?

Изначально, лоскутное шитье, подразумевает, что мы ничего не выбрасываем, все должно уйти в дело. Так почему бы и нет. Чем мы будем выбрасывать, засорять экологию. Можно взять старые джинсы и сшить сумочку в технике пэчворк, с которой дочка будет с удовольствием ходить. И дать старым джинсам вторую жизнь.

Любят у нас применять хлопчатобумажные ткани, потому что они послушные, с ровными краями. Легко поддаются тепловой обработке. Но так как я портной — у меня этих кусочков, обрезков осталась целая куча.

Не только хлопчатобумажных. Еще девочки, мои знакомые, которые занимаются пошивом штор, накидали мне уйму обрезков. Говорят: «Делай что хочешь. Хоть подушки шей. Потому что выкидывать жалко. А шторы из этого не сшить».

Я применяла эти ткани и мне это понравилось, даже больше чем хлопчатобумажные материалы. Потому что они более яркие. Они могут поблескивать, играть, где-то быть в крапинку, в пупырышку. У них такая разная текстура. И от хб они очень отличаются. Для выставочных полотен это большой плюс, я считаю.

Л — Итак, мы снова вернулись к выставкам. С чего следует начинать?

Квилт экспозиции проходят в каждой стране ежегодно. Международные проходят ежегодно в одно и то же время.  Это сделано для того, чтобы участникам, кто постоянно занимается было удобно. Хотя во всех конкурсах каждый год участвовать крайне сложно. Потому что не всегда можно уделить время творчеству. Не всегда бывает, что идея рождается вовремя. Бывает просто, ты не видишь эту тему.

Каждая экспозиция или фестиваль задает не только параметры или размер полотна. Они могут задать технику, в которой выполняется. Ткани, цветовое решение…

Чтобы начать участие в выставках, нужно посмотреть их условия. Там будут указаны: размер, тема, возможно цветовое решение или определенная техника исполнения, какие-то специальные требования. И уже по данным параметрам мастер создает произведение и подает заявку на участие. Жюри оценивает работу и сообщает о своём решении.

Есть квилт-фестивали, на которых для участия необходимо внести организационный взнос, есть и без взноса. Но доставку работы на конкурс или фестиваль всегда оплачивает автор.

Л — Мы познакомились на экспозиции Восточный базар, расскажите о ней.

В этом году наши многие мастерицы впервые открыли дорогу себе на международную квилт выставку. Это было в Праге и тема была «Ориент-восток».

Это путешествующая эспозиция. Она будет два года ездить по странам Европы. В сентябре эта выставка посетила Казахстан и мы к ее показу приурочили наш квилт фестиваль.  Для меня было трудно, дело в том, что я уже создавала квилт в этой теме для пражской выставки. И еще раз увидеть восток другими глазами для меня было немножко проблематично.

Я решила поиграть в ассоциации: восточный базар-это буйство красок, это обилие бархата, парчи страз, национальных мотивов, это наши национальные корпе (корпе — казахские одеяла сшитые из лоскутков вручную).

Но между тем, мы все время движемся,  развиваемся. И я в своем произведении совместила современный квилт арт и традиционную технику. «Алтан зул»- первое впечатление что это портрет. Но это не портрет, это собирательный образ. Девушка-Восток. Она с прикрытыми глазами, смотрит вниз. С румянцем на лице. На нее смотреть хочется. Она прекрасна, она очаровывает. А то, что вокруг нее это ассоциации с востоком. Лошади, стразы, ленты это все среда этой девушки.

Kvilt_Altan_Zul_Detal-2
Алтын Зул, деталь-1

 

Kvilt_Altan_Zul_Detal
Алтын Зул, деталь 2
Л — Мы увидели десятки замечательных экспонатов. Многие из них можно считать произведениями искусства. Какова их судьба после экспозиции? Продаются ли они как картины? Или демонстрируются вновь в галереях?

К сожалению, наш менталитет подразумевает, что у лоскутных работ должно быть целевое направление. Не повесить на стену и любоваться, а чтоб это лежало, украшало постель или в виде подушечки на диване было. Получается, что наша целевая аудитория не привыкла видеть эти панно на стенах.

Выставки же прививают вкус, и возможно у нас, как и на западе скоро обратят внимание на арт квилт, в котором я работаю. Если вас увидели на выставке, признали ваше творчество, то для квилтера лучше награды нет. Конечно, никаких финансовых призов мы не получаем. Но у квилтера есть возможность свою картину продать, если кто-то заинтересуется. Такие случаи были. И у меня был такой случай, но я не отдала. Мне эта картина была очень дорога, и мне хотелось ее оставить себе.

Л — Вы участвовали во многих выставках. Можно ли вас считать профессионалом в этом?  Какой совет вы можете дать начинающим квилтерам.

Пэчворк занимает мое свободное время, поэтому это скорей всего хобби.  Часто дочка забегает в комнату, где я шью и спрашивает: «Мама, ты не устала?»  А я всегда отвечаю: «Я так отдыхаю». Я не знаю, понимают ли меня домашние или нет. Ну действительно, я отдыхаю за машинкой, когда творю свои квилты. Разрезая свои лоскуточки, действительно получаю какой-то заряд энергии, успокаиваюсь. Вся дневная суета, какие-то неприятности, остатки стресса все это снимается. Я воплощаю себя вот в эти свои творения.

И не нужно бояться творить и экспериментировать.  Иметь великое желание это делать, заниматься этим. Понимать, что создать панно или лоскутный плед – кропотливый труд. Но не должно быть страшно, что не получится, или получится не то что хотелось.

Пробуйте и учитесь, ещё пробуйте и учитесь, пока не найдёте нужное решение. И самое главное — быть собой и только собой.

Шить так, как Вам хочется, сочетать цвета и техники так, как Вы видите. Верьте в себя. И я уверена, у Вас все получится!

Спасибо Людмила и спасибо Наталья за интересную беседу. Надеюсь, друзья, что интервью и для вас было интересным и полезным.

А если кто-то и не знал что такое квилтер, чем занимаются эти люди, или как научиться пэчворку и как получить возможность поучаствовать в выставках по пэчворку и квилтингу, то это интервью сбросило покров тайны.

Дальше вы можете посмотреть мастер класс по крейзи пэчворку, самый простой и самый понятный урок как сшить прихватку.

Прихватка петушок мастер класс

Удачи вам, друзья.

Нажимайте на кнопочки соцсетей, делитесь с друзьями информацией.

Загрузка...

Комментарии 2

  • Какая же красота! И наверное, это всё же искусство, а потому научиться этому не так легко, должно быть дано природой. Как писать стихи, картины, слагать музыку…. А попробовать можно…. спасибо. Удачи всем в пэчворке 🙂

    Ответить
    • Я была на этой выставке, И вы знаете Людмила, я теперь точно уверена, что квилтинг это точно искусство :).

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика